Мари́на Константи́новна Лео́нова (род. 18 февраля 1949 года, Москва) — артистка балета, солистка Большого театра, балетный педагог, ректор Московской государственной академии хореографии, народная артистка РФ (2003).
Биография
Родилась 18 февраля 1949 года в Москве.
Заниматься танцами начала в возрасте семи лет в детской хореографической группе Дворца Пионеров.
В 1968 году окончила МАХУ по классу С. Н. Головкиной. В 1968—1969 годах — в классе усовершенствования под ее же руководством.
В 1969—1989 годах — артистка балета Большого театра . Имела обширный репертуар, была первой исполнительницей ряда партий в постановках советских балетмейстеров.
В 1991 году окончила педагогический факультет ГИТИСа (курс М. Т. Семеновой С 1989 года — педагог классического танца МАХУ С 1994 года — доцент, с 1999 года — профессор. В 2001 году назначена и. о. ректора, в 2002 году избрана на должность ректора Академии, которую занимает по настоящее время.
Партии
- Венгерская невеста («Лебединое озеро» П. И. Чайковского в редакции А. А. Горского — А. М. Мессерера, 1970)
- Нимфа (картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, 1970)
- Лето («Золушка» С. С. Прокофьева, 1970)
- Па де труа («Лебединое озеро» П. И. Чайковского в редакции А. А. Горского — А. М. Мессерера, 1970)
- Вторая вариация («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, 1971)
- Мирта («Жизель» А. Адана, 1971)
- Сверстница принца ( «Лебединое озеро» П. И. Чайковского в редакции А. А. Горского — А. М. Мессерера, 1971)
- Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского, 1972), исполняла эту роль как в канонической московской редакции А. А. Горского — А. М. Мессерера, так и в версии Ю. Н. Григоровича
- танцы III акта (опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1973)
- Фея сирени («Спящая красавица» П. И. Чайковского, 1973) — первая исполнительница партии в ред. Ю. Н. Григоровича
- Повелительница дриад («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, 1973)
- Мехмене Бану («Легенда о любви» А. Д. Меликова, 1974)
- Беатриче («Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова, 1976)
- Солистка («Эти чарующие звуки» В. В. Васильева, 1978)
- Эгина («Спартак» А. И. Хачатуряна, 1979)
- Подруга Джульетты ( «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, 1979)
- Хозяйка Медной горы («Легенда о Каменном цветке» С. С. Прокофьева, 1982)
- Жар-птица («Жар-птица» И. Ф. Стравинского, 1982)
- Гаянэ («Гаянэ» А. И. Хачатуряна, 1984)
- Клеманс ( «Раймонда» А. К. Глазунова, 1984)
- Любаша («Калина красная» Е. Ф. Светланова, 1985)
- Генриетта («Раймонда» А. К. Глазунова, 1985)
- Артемида (хореографическая сцена в опере «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка, 1985)
- Дульсинея, Альдонса («Рыцарь печального образа» , 1986)
Ученицы
- С. Лунькина (1997 года выпуска)
- К. Нагата (1997 года выпуска)
- Н. Асатиани (2004 года выпуска)
- Н. Осипова (2004 года выпуска)
Награды и звания
- заслуженная артистка РСФСР (1976)
- народная артистка России (2003)
- орден «Святая София» (Оксфорд) (2004)
- Орден Почёта (2008)
Постановочная работа
Для учебного репертуара МГАХ совместно с другими педагогами возобновила Большое классическое па из балета «Пахита»
Научная деятельность
16 декабря 2008 года защитила кандидатскую диссертацию на тему «Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра (1945—1970)». По итогам защиты М. К. Леоновой присуждена ученая степень кандидата искусствоведения. М. К. Леонова — автор научных статей и учебных программ.
Литература
Леонова М. К. Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра (1945—1970). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — М., 2008.