» » Леонова Марина Константиновна

Леонова Марина Константиновна


Мари́на Константи́новна Лео́нова (род. 18 февраля 1949 года, Москва) — артистка балета, солистка Большого театра, балетный педагог, ректор Московской государственной академии хореографии, народная артистка РФ (2003).

Биография

Родилась 18 февраля 1949 года в Москве.

Заниматься танцами начала в возрасте семи лет в детской хореографической группе Дворца Пионеров.

В 1968 году окончила МАХУ по классу С. Н. Головкиной. В 1968—1969 годах — в классе усовершенствования под ее же руководством.

В 1969—1989 годах — артистка балета Большого театра . Имела обширный репертуар, была первой исполнительницей ряда партий в постановках советских балетмейстеров.

В 1991 году окончила педагогический факультет ГИТИСа (курс М. Т. Семеновой С 1989 года — педагог классического танца МАХУ С 1994 года — доцент, с 1999 года — профессор. В 2001 году назначена и. о. ректора, в 2002 году избрана на должность ректора Академии, которую занимает по настоящее время.

Партии

  • Венгерская невеста («Лебединое озеро» П. И. Чайковского в редакции А. А. Горского — А. М. Мессерера, 1970)
  • Нимфа (картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, 1970)
  • Лето («Золушка» С. С. Прокофьева, 1970)
  • Па де труа («Лебединое озеро» П. И. Чайковского в редакции А. А. Горского — А. М. Мессерера, 1970)
  • Вторая вариация («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, 1971)
  • Мирта («Жизель» А. Адана, 1971)
  • Сверстница принца ( «Лебединое озеро» П. И. Чайковского в редакции А. А. Горского — А. М. Мессерера, 1971)
  • Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского, 1972), исполняла эту роль как в канонической московской редакции А. А. Горского — А. М. Мессерера, так и в версии Ю. Н. Григоровича
  • танцы III акта (опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1973)
  • Фея сирени («Спящая красавица» П. И. Чайковского, 1973) — первая исполнительница партии в ред. Ю. Н. Григоровича
  • Повелительница дриад («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, 1973)
  • Мехмене Бану («Легенда о любви» А. Д. Меликова, 1974)
  • Беатриче («Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова, 1976)
  • Солистка («Эти чарующие звуки» В. В. Васильева, 1978)
  • Эгина («Спартак» А. И. Хачатуряна, 1979)
  • Подруга Джульетты ( «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, 1979)
  • Хозяйка Медной горы («Легенда о Каменном цветке» С. С. Прокофьева, 1982)
  • Жар-птица («Жар-птица» И. Ф. Стравинского, 1982)
  • Гаянэ («Гаянэ» А. И. Хачатуряна, 1984)
  • Клеманс ( «Раймонда» А. К. Глазунова, 1984)
  • Любаша («Калина красная» Е. Ф. Светланова, 1985)
  • Генриетта («Раймонда» А. К. Глазунова, 1985)
  • Артемида (хореографическая сцена в опере «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка, 1985)
  • Дульсинея, Альдонса («Рыцарь печального образа» , 1986)

Ученицы

  • С. Лунькина (1997 года выпуска)
  • К. Нагата (1997 года выпуска)
  • Н. Асатиани (2004 года выпуска)
  • Н. Осипова (2004 года выпуска)

Награды и звания

  • заслуженная артистка РСФСР (1976)
  • народная артистка России (2003)
  • орден «Святая София» (Оксфорд) (2004)
  • Орден Почёта (2008)

Постановочная работа

Для учебного репертуара МГАХ совместно с другими педагогами возобновила Большое классическое па из балета «Пахита»

Научная деятельность

16 декабря 2008 года защитила кандидатскую диссертацию на тему «Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра (1945—1970)». По итогам защиты М. К. Леоновой присуждена ученая степень кандидата искусствоведения. М. К. Леонова — автор научных статей и учебных программ.

Литература

Леонова М. К. Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра (1945—1970). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — М., 2008.