В 1959 году
на конкурс пришла одиннадцатилетняя девочка Марина
Леонова. Пришла с мамой.
-Почему вы отдаете девочку в балет? - спросил Николай
(Николай Сергеевич Холфин).
Последовал неожиданный ответ:
-Мариночка очень худенькая, может разовьется от ваших
балетных занятий.
Профессиональные данные у Марины оказались хорошими и
девочка была принята ко мне в детскую группу студии.
Вскоре на уроках классического танца стало ясно, что
Марина обладает большими способностями. Она от природы
музыкальна, эмоциональна, к тому же очень трудолюбива.
Серафима Холфина
«Воспоминания мастеров московского балета»
--------------------
... Мои
друзья и я, теперь часто обсуждаем эти счастливые вечера
и думаем о молодых артистах, которые нам так
понравились... Марина Леонова такая Красивая с сильной
техникой. Какой очаровательной «Феей Сирени» она
будет...
Мишель Канди
Из писъма к СН. Головкиной.
Лондон. 15марта 1968
---------------------
Марина
Леонова – замечательная русская классическая балерина.
ЕЕ исполнительское искусство неповторимо раскрылось в
спектаклях Большого театра в 1970-1980-е годы. Ее
танцевальной манере свойственны совершенство техники и
академическая чистота линий. В этом суть ее яркой
артистической индивидуальности.
Михаил Лавровский,
Народный артист СССР
---------------------
... 2-й акт
«Лебединого озера, которым открылась программа, дал
возможность полюбоваться наиболее интересной танцовщицей
вечера - Мариной Леоновой. Присущие ей безупречная
техника, точность, глубина, одухотворенность,
подтверждают, что это крупный исполнитель.
Колетт Сильва
«В театре на Елисейских
полях. Молодые солисты
Большого».
Газета «Art et danse» 1970
--------------------
... чем
дольше я наблюдала за молодой артисткой, тем больше
видела, как все явственнее будто через тонкую вуаль
вырисовывались контуры интересного образа, который в
будущем обещает превратиться в прекрасную королеву
лебедей - Одетту. Это убеждение во мне особенно окрепло,
когда я увидела, с какой проникновенностью вела балерина
свою партию в дуэте с принцем. В роли Одиллии Леонова
сумела донести до зрителей черты загадочной чаровницы.
Викторина Кригер
«Советская культура», 1973
--------------------
... внешний
рисунок роли зримо несет на себе отпечаток внутреннего
состояния Мирты - Леоновой: высокие арабески смягчены
элегической грустью, большие прыжки, окрашенные
протяжной кантиленностыо, звучат не как призыв к мщению,
а скорее как вздох скорби. А широкая развернутая сцена в
начале второго действия, которая особенно удалась
танцовщице, прозвучала печальным рассказом о судьбе
несчастных девушек.
В. Голубин
«Советская культура», 1975
---------------------
Носительницей добра, счастья, согласия предстает перед
нами героиня Марины Леоновой в этом спектакле. Ее танец
словно окрашен в пастельные тона, впечатляет особой
прозрачностью пластики - фея Сирени как будто вырастает
из той удивительной мелодии, которая пронизывает
партитуру Чайковского, олицетворяя силы света, радости.
В. Голубин
«Советская кулътура», 1975
---------------------
... Не драму
страстей, а жертвенность танцует, здесь артистка: ее
Мехменэ Бану страдающая женщина, которая через личную
боль, смятение души, через жажду мести пришла к высокому
идеалу человеческой доброты.
В. Голубин
«Советская кулътура», 1975
----------------------
Совместная с
Академией и выдающимся пианистом современности Михаилом
Плетневым - Главным дирижером Российского национального
оркестра постановка балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
В роли чтеца выступает Олег Павлович Табаков. Решение
спектакля было неожиданным: на сцене одновременно и
дети, и музыканты. Это - праздник! Торжество музыки и
танца.
... Не знаю уж, кто был главным в этот вечер - Михаил
Плетнев со своим оркестром или Марина Константиновна
Леонова, руководящая из-за кулис вверенными ей силами.
Скажу лишь, что удовольствие от выступления
воспитанников академии я получил такое, что удается
пережить нечасто.
... вспоминаемый мною сегодня «Щелкунчик» в парном
исполнении Плетнева и учащихся Академии хореографии -
гениален без изъяна. Маэстро удалось извлечь из музыки
то, что потаенно присутствует в ней, но, к сожалению, не
всегда угадывается и артикулируется дирижерами.
Танцовщикам удалось воплотить подлинность переживания
процесса взросления даже в силу своего пока еще нежного,
но уже пограничного возраста.
Евгений Маликов
Газета «Линия» (Журнал «Балет» в газетном формате), 2008
------------------------
-Я преподаю
вот уже 20 лет. Учу девочек и мне это нравится. Своих
нынешних учениц я веду с пятого класса. С детьми у меня
всегда прекрасный контакт - никаких проблем с
дисциплиной: все работают сознательно, очень стараются.
У детей, естественно, разные физические данные, которые
надо преодолевать. В балете все - преодоление. Всех этих
«не могу!» и «не хочу!» да «никогда не получится!»
Кому-то легче работать с маленькими, кому-то - с более
взрослыми учениками. Ответственность огромная что в
младших, что в старших классах!
В детстве я не мечтала о педагогической деятельности —
хотелось танцевать. В театре у меня были прекрасные
наставники — Елизавета Павловна Герд, Галина Петровна
Петрова. А с Тамарой Петровной Никитиной я проработала
половину моей сценической карьеры, подготовила почти все
партии. Я также занималась в классе Риммы Клавдиевны
Карельской, потом репетировала с Раисой Степановной
Стручковой. Стручкова - фейерверк знаний, очень
музыкальный педагог, умеет завести - благодаря ей я
потом пересмотрела многие партии. Никогда не забуду
работу в Николаем Романовичем Симачевым — великолепный
репетитор, блестящий знаток репертуара Большого. Думаю,
многое из накопленного смогу передать своим ученицам.
М.К.Леонова
Из интервью Виолетте Майниеце, газета «Большой театр»
---------------------
-Я часто
вспоминаю уроки Софьи Николаевны. Она входила в класс
всегда красивая, подтянутая, строгая. …Необыкновенно
требовательная на уроках, в жизни она любила своих
питомцев, как родных детей, радовалась их творческих
успехам. Даже после окончания школы, я ощущала
пристальное внимание Софьи Николаевне к моей работе, ее
участие и поддержку. …Я очень благодарна Софье
Николаевне, моей первой «учительнице», как она любила
себя называть, наставлявшей меня в премудростях
профессии, за глубокие знания в области хореографии, за
то чувство ответственности, которое она привила мне к
любимому всеми нами искусству балета.
М.К. Леонова
----------------------
… когда в
1989 году Софья Николаевна Головкина пригласила меня,
молодого педагога, доверив преподавать классический
танец, репетировать концертный репертуар и вести курс
исполнительского мастерства, я приняла эту эстафету и
шагнула в самостоятельную, трудную, но прекрасную
профессию балетного педагога.
М.К. Леонова
Народная артиста Росси,
Кандидат искусствоведения,
Профессор, ректор Московской
Государственной академии хореографии
|