Юрий
Григорович, к юбилею М.К. Леоновой, ректора МГАХ
Марина Леонова пришла в московский балет в счастливую его
пору - в конце 196О-х. На сцене Большого театра еще
сохранились сочинения старых мастеров - Ростислава Захарова,
Леонида Лавровского, Касьяна Голейзовского; еще работали
выдающиеся исполнители их поколения. Но уже возникала,
активно заявляя о себе, новая генерация артистов и
хореографов. И молодая выпускница московского академического
хореографического училища по классу С.Н. Головкиной,
принятая в труппу, не фрагментарно, а довольно полно и
главное - эволюционно, познала исторический путь
классического и современного танца на сцене первого театра
страны. Познала и органично вписалась в новый стиль, новое
поколение, новый репертуар - нашла в нем свое законное
место. Она совершенствовалась вместе с труппой, впитывала и
развивала ее новую эстетику, переживала триумфы, прошла
вместе с ней зигзаги ее современной истории. Отсюда
разнообразие ее репертуара. В классике - это Одетта-Одиллия
(«Лебединое озеро»), Фея Сирени («Спящая красавица»), Жизель
и Мирта («Жизель»), Жар птица («Жар птица»), 7-й и 11-й
вальсы, прелюд, мазурка (Шопениана). В современном
направлении - первая исполнительница сольных партий у
Леонида Лавровского в «Классической симфонии», «Пахите»,
«Памяти сердца». Она также входила в мои балеты: Мехменэ
Бану («Легенда о любви»), Хозяйка Медной горы (« Каменный
цветок»), Эгина («Спартак»), исполняла сольные партии в
«Ромео и Джульетте», «Раймонде». Участвовала во многих
других постановках: Дульсинея-Альдонса («Рыцарь печального
образа»), Беатриче («Любовью за любовь»), Гаянэ («Гаянэ») и
«Эти чарующие звуки». Словом, ее личное двадцатилетие работы
в Большом балете было интересным и плодотворным.
А когда наступала пора делать в своей творческой судьбе
новый выбор, Марина Леонова очень целеустремленно подошла к
этой проблеме. Она с отличием закончила курс Марины
Семеновой в ГИТИСе и начала педагогическую деятельность в
Московской академии хореографии. Сегодня она ректор МГАХ,
профессор кафедры классического танца. А это значит, что
Московскую школу ведет не просто профессионал, сам прошедший
все ее ступени, но человек, для которого мир балетной
профессии значительно шире, нежели просто свое сольное в нем
положение. Это значит, что ее понятия о собственном
предназначении идут через традицию, через необходимость
продолжать дело балета и за пределами своей артистической
карьеры. Собственно в этом факте вроде бы нет ничего
особенного, скорее историческая традиция - идти после сцены
в класс преподавать. И в этом есть некий высший порядок
нашей профессии: начинать жизнь с класса и продолжать ее в
классе же, но в другом качестве. Однако, в случае с Мариной
Леоновой мы имеем иное дело. На ее плечах большой груз
ответственности за саму Идею Школы, как источник вечного
обновления искусства танца. Ее волнения сегодня не меньше,
чем в балеринскую пору. Вероятно, большие, когда она смотрит
из зала на своих выпускниц - Светлану Лунькину, Наталию
Осипову, Ксению Цареву, кореянку Бэ Джу Юн, японку Эмми
Харияму. Кто-то стал уже примой и народной артисткой, кто-то
лауреатом международных конкурсов, или просто известной
солисткой. И за каждой такой индивидуальностью встает нечто
общее - основы, базовые ценности русской Школы. А этому
стоит посвятить свою жизнь. В последние годы мы с Мариной
Константиновной работаем вместе в жюри Сочинского
Международного конкурса «Молодой балет мира» и я всегда
очень ценю ее мнение об увиденном. Так же, не сомневаюсь,
происходит и yа других международных конкурсах балета в
Японии, Италии, Люксембурге, Санкт-Петербурге «Приз
Вагановой» (Vaganova-Prix), Казани и т.д., куда она
постоянно приглашается членом жюри и где ее авторитет имеет
большое значение.
Двадцать лет на сцене и уже почти двадцать лет в педагогике
- замечательные результаты! Мои искренние поздравления и
пожелания милой коллеге, а также мои надежды на продолжение
этого уверенного курса.
Юрий Григорович,
русский хореограф. Москва, декабрь 2008
|