Альманах
МГАХ №11
Май, 2008 г.
Из истории здания Академии хореографии в Москве (2-я Фрунзенская улица,
д.5)
В сентябре 2007 г. исполнилось 40 лет со дня открытия
здания Московской государственной академии хореографии на 2-ой Фрунзенской улице.
Сюда Московское академическое хореографическое училище переехало из помещения
бывшего училища кантонистов на углу Неглинной и Пушечной улиц.
Согласно официальным документам, справкам и техническим
заключениям, и в результате проведенных государственными органами наблюдений и
исследований стало ясно, что здание, в котором находилось балетная школа не
соответствует современным требованиям по эксплуатации. В техническом заключении
№ 4173 от августа 1961 г. «о состоянии конструкции дома №6 по Пушечной улице в
городе Москве» главный конструктор объекта М. Кахновский подтвердил результаты
обследования.
Решение о строительстве нового здания для училища было
принято постановлением Совета Министров СССР от 10-го марта 1961 г. №212 и
распоряжением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1961 г. за № 1181-р. Проектное
задание на строительство училища разрабатывалось Управлением проектирования
жилищно-гражданского и коммунального строительства «Моспроект-1». 20 октября
1962 г. Советом Министров РСФСР был утвержден сводный сметно-финансовый расчет в
сумме 2,49 млн. руб. А само строение, общая площадь, которого составляет 13905
кв.м. было построено в 1967 году.
Таким образом, пройдя длинный путь, Московская балетная
школа нашла свое место в историческом центре города. Это новое здание для столь
уникального учебного заведения было построено, чтобы создать лучшие условия для
профессиональной, общеобразовательной и музыкальной подготовки будущих артистов
балета. Его проектировали архитекторы В. Лебедев (руководитель), А. Ларин и С.
Кучанов, удостоенные в 1969 г. Государственной премии РСФСР. Активное участие в
разработке проекта на всех его стадиях принимала директор училища, народная
артистка СССР Головкина С.Н.
Учитывая тот факт, что здание подобного назначения,
впервые возведенное в нашей стране, будет влиять на эстетическое воспитание
детей с особым эмоциональным восприятием, и то, что учащиеся хореографического
училища проводят в помещении училища ежедневно не менее 8 часов, архитекторы
проявили определенную требовательность при разработке проекта. В комплекс
училища входят помещения: учебные аудитории, рассчитанные на 600 учащихся,
интернат на 300 человек и учебный театр, вмещающий около 400 зрителей.
Внутри здания, построенного в виде каре, обустроенный
двор с лавочками, клумбами и декоративными деревьями – место отдыха учащихся и
педагогов в летние месяцы года. Именно здесь установлена бронзовая скульптурная
композиция «Балет», состоящая из трех фигур юных балерин. Ее автор - скульптор
А.Н. Филиппова работала в творческом содружестве с архитектором В. Лебедевым.
На первом этаже располагается кабинет ректора, а также
другие административные и технические помещения, уютная столовая на 300 человек,
спортивный зал и медицинский центр, включающий в себя кабинеты терапевта,
ортопеда-травмотолога, отолоренголога, стоматолога, физио-кабинет и массажный
кабинет. Все они прекрасно оборудованы и оснащены всем необходимым.
Второй этаж полностью предназначен для занятий
специальными дисциплинами. Здесь расположились 20 танцевальных залов с наклонным
полом, угол наклона которых (3 градуса), такой же, как в Большом театре. Именно
таких параметров стараются придерживаться театры балета в России. На этом же
этаже раздевалки и душевые для учащихся.
А на третьем этаже - 16 аудиторий, рассчитанных на 30
учеников каждый, и учебные кабинеты, в том числе кабинеты химии, физики,
биологии, истории, информатики, искусствоведения и класс грима, с
соответствующим оборудованием. Здесь будущие артисты балета превращаются в
обычных школьников и занимаются по программе общеобразовательной школы. Также на
этом этаже находятся интернат на 300 человек, музыкальные классы для занятий
фортепиано, учебная часть, читальный зал и фонды библиотеки, содержащей более 50
000 изданий.
По крытому переходу студенты и педагоги попадают в
учебный театр, в этот, первый в жизни учащихся театр, можно пройти из учебного
корпуса, а с улицы – через вход, ведущий в двухъярусное фойе. Зеркало сцены
учебного театра 16 метров, а глубина 14 м. Здесь в присутствии многочисленных
гостей проходят репетиции, концерты, а также ежегодные государственные экзамены.
Благодаря стеклянной наружной стене, зрители могут полюбоваться панорамой города.
На первом и втором ярусах фойе учебного театра размещаются разнообразные
выставки и экспозиции, созданные на основе фондов музея Академии. Они
рассказывают о более чем двухвековой истории школы, которая стала неотъемлемой
частью всей русской хореографической культуры.
В общей композиции всего здания этой необычной школы
присутствует как строгость и приверженность к классическим канонам, так и
желание создать уют и творческую атмосферу для студентов и педагогов. Такое
сочетание оказалось необычайно удачным, т.к. большую часть своего времени дети
проводят именно здесь – учась, репетируя, выступая с концертами перед своими
педагогами, родителями и одноклассниками, что несомненно является подготовкой к
будущему выходу на большую сцену музыкальных театров.
Да, многое изменилось с того времени, когда школа обосновалось на 2-й
Фрунзенской улице. Постановлением Совета Министров СССР № 102 от 26.01.87 г.
училище преобразовалось в Московский государственный хореографический институт.
У детей появилась возможность по окончании училища получать высшее
профессиональное образование.
Далее приказом Госкомвуза РФ №661 от 05.05.95 г. институт
хореографии реорганизован в Московскую государственную академию хореографии (МГАХ).
А 31 марта 2004 года в Академии был открыт отдел дополнительного и
послевузовского образования (аспирантура). И это действительно уникальный опыт
организации учебного заведения. А уникальность таких реорганизаций школы балета
в том, что это единственное место, где учащиеся получают образование на всех
уровнях, от среднего до аспирантуры, под одной крышей.
Таким образом, за 40 лет училище претерпело глобальные
изменения, превратившись в настоящий «город танца», храм классического русского
балета.
На основе фондов архива и музея МГАХ
Итберг М.